От Северного до Южного полюса, через Новый Свержень.


1 мая 2004 года


Интервью с Председателем Совета Ветеранов Нового Свержня Полянским Алексеем Николаевичем.


Вердыш А. В.

Вопрос: Алексей Николаевич, какие события 2004 года были для Вас наиболее значимыми? Ответ: Я коренной архангелогородец. В Новом Свержне проживаю с 1973 года. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения моего дяди- Полянского Александра Александровича. 3 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе "Георгий Седов". Указом этим "за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость" все 15 человек последнего состава экипажа судна были удостоены высшей степени отличия. В день подписания Указа старшему радисту "Георгия Седова" Александру Александровичу Полянскому исполнилось 38 лет! Он оказался не только самым старшим на "Седове", но и самым опытным моряком и полярником.

Первый раз зимовал радистом с августа 1922-го по август 1923 года на радиостанции "Цип-Наволок", служа в Пограничной флотилии ОГПУ, а с конца 1923-го по июль 1925 года в УБЕКО "Север" его назначили радистом на пять судов, включая всемирно известный географическими открытиями периода Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910=1915) "Таймыр". Кроме опыта, его огромному авторитету и искреннему уважению со стороны товарищей по дрейфу способствовали прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность, в чем мы с вами убедимся, читая фрагменты его воспоминаний. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: "Александр Александрович" и "дядя Саша".

Родился мой дядя 21 января (3 февраля по новому стилю) в деревне Полянки Вологодской губернии и Вологодского же уезда Турундаевской волости.

В 1908 году семья переехала в Архангельск, где отец, как и в Вологде, стал работать продавцом посудного магазина. Учась в церковно-приходской школе с 1909-го по 1913 год, Саша летом работал коноводом на выкатке леса. "Рассчитывались за эту работу с моим отцом, - вспоминал впоследствии Герой, - а я от него получал на конфеты".

Детской памяти свойственно сохранять удивительное. Так и 10-летнему Саше "хорошо запомнилось лето 1912 года... У причала Соломбалы, как раз у того места, где я обычно забрасывал свои удочки, стал в ту пору небольшой корабль... "Святой великомученик Фока"... Мы, мальчишки, часто бегали к причалу, чтобы посмотреть, как грузят на борт корабля невиданные предметы. Особое удовольствие доставляло нам дразнить огромную свору собак, сидевших на цепи и в клетках на палубе. Собаки отчаянно лаяли... Помню я и офицера с русой бородкой: суетившегося на пристани. Мы знали, что это командир... Это был странный корабль. Все корабли... увозили на себе лес, а на этом были почему-то собаки. Нам сказали, что корабль уходит к полюсу, что полюс находится где-то в море и что на собаках будут ездить по морю, которое около полюса всегда покрыто льдом, как Двина зимой. Все это было, конечно, очень интересно, но рыбная ловля интересовала меня в ту пору несравненно больше, нежели арктические экспедиции...

Смутно помню я и день отплытия "Фоки". Конечно, в ту счастливую пору мне и не могла прийти в голову мысль, что в будущем мне придется самому принять участие в... экспедиции. Еще меньше я думал о том, что корабль, на котором мне придется совершать этот дрейф, будет носить имя того офицера с русой бородкой, который летом 1912 года отправился на "Святом Фоке" к полюсу и нашел на пути свою гибель...".

В 15 лет Александр Полянский по окончании Островлянской второклассной учительской школы со званием "учителя школы грамоты" поступает конторщиком в Архангельский торговый порт, где работает до июня 1920 года, когда записался добровольцем в Рабоче-крестьянский Красный флот. Там его зачислили в Школу службы связи Белого моря, которую он успешно закончил в 1921 году. Автобиографии А. А. Полянского, подкрепленные с июня 1934 года еще и календарными записями в трудовой книжке, содержат сведения о... тридцати (!) местах службы в качестве радиста до того, как он в июне 1937 года, второй раз в жизни, ступил на палубу одного и того же судна, чтоб вместе с ним войти в бессмертие.

С 1921 по июнь 1937 года А. А. Полянский двенадцать раз в межрейсовые периоды назначался на береговые радиостанции. Что же касается работы на судовых радиостанциях, то до вторичного поступления на "Георгий Седов" в июне 1937 года он служил радистом на 18 судах. Есть сведения, что еще в 20 -е годы Полянский участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов, указывал капитанам наиболее обильные места лежбищ морского зверя. Таким образом, к моменту назначения в рейс, принесший ему заслуженную всесоюзную славу, Александр Александрович освоил все типы аппаратуры, находившейся в ту пору в эксплуатации. Кроме того, шестнадатилетний опыт непрерывной работы на судах и на берегу попеременно, овладение секретами мастерства выдвинули его в ряд первоклассных радиооператоров с персональным званием - "снайпер эфира". "Почерк" ключа Полянского был в Арктике читаем "без переспрашиваний". О том, в каких условиях работали седовцы, можно судить по письму А. А. Полянского жене, не предназначавшемуся для печати. Он писал его, чтобы передать одним из самолетов, которые должны были в апреле 1938 года вывезти на Большую землю 184 из 217 зимовавших на "Садко", "Седове" и "Малыгине". Письмо писалось последовательно в нескольких тетрадях и заняло... 120 страниц!!! Тетрадям этим кто-то из журналистов "Правды Севера" дал название "дневник Полянского" и опубликовал фрагменты из них 14 и 15 января 1940 года, когда сам автор еще "шел" к Мурманску.

Под датой 23.01.38 читаем: "Ветер силой 8-9 баллов. У меня в каюте все выдуло... Сэкономил около 10 килограммов угля, значит, сегодня ночью еще будет тепло. Но это все относительно... на метр от пола температура плюс 17, а на полу минус 1 градус. В пожарном ведре замерзла вода". А это запись от 19.02.38: "Сегодня с полудня поднялся сильный западный ветер. Моя рубка так и трясется. Продувает всего насквозь. Даже шапку продувает и мерзнет голова". В статье, написанной уже после окончания седовской эпопеи, А. А. Полянский, анализируя механизм психологической адаптации к состоянию постоянной опасности, писал: "В дни, когда нам приходилось действительно туго, мы избегали сообщать подробности происшествия и аврала. Мало ли что можно написать сгоряча? Правильная оценка событий может прийти только тогда, когда все будет позади. Мы это прекрасно помнили и не спешили с нашими сообщениями... Почему-то всякая трапеза после аврала называлась "завтраком", даже если это происходило и в полночь. Во время этих "завтраков" никто не вспоминал об аврале. Мало говорили о нем и на следующий день. И действительно, зачем вспоминать о вчерашних делах, когда мы ежедневно могли ожидать новых неприятностей?

А ждали мы их непрерывно в течение всех 27 месяцев, проведенных нами в дрейфе. Под конец мы так свыклись с этим напряженным ожиданием, постоянная настороженность так прочно вошла в наш быт, что как-то потерялось ощущение самой опасности нашего положения". Иными словами, то, что "в пожарном ведре замерзла вода" или в той же каюте "шапку продувает и мерзнет голова", - это цветочки, об этом еще можно писать в отличие от подробностей множества случаев, "когда... приходилось действительно туго"! Первый Герой Советского Союза из славного отряда арктических радистов Э. Т. Кренкель в аналитической статье "Всегда вместе с Родиной", опубликованной в "Правде Севера" 4 февраля 1940 года, писал о работе Полянского: "...успешное завершение беспримерного дрейфа "Седова" во многом зависело от бесперебойной работы рации ледокола... и она блестяще выдержала трудное испытание... Ввиду ограниченного количества горючего связь с материком поддерживалась преимущественно на передатчиках малой мощности... С мая прошлого (1939. - Л. Б.) года радиостанция "Седова" работала в среднем по 11 часов в сутки. В последние дни дрейфа радисты "Седова" передавали и принимали ежедневно по 10 тысяч слов. Это астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен". В Кремле, на банкете в честь героев-седовцев, И. В. Сталин подозвал присутствовавших в зале детей Полянского - шестилетнюю Зою и пятилетнего Витю(моих двоюродных сестру и брата) - и дал им по яблоку. Узнав, что они не сказали спасибо, родители отправили их поблагодарить вождя. Тогда Сталин протянул им еще и по апельсину. Посмотреть на апельсины, подаренные Зое и Вите самим Сталиным, в дом Полянских долго приходили ребятишки Соломбалы.

В 1942 году Мария Алексеевна вместе с детьми на "Каре" отправилась к мужу на остров Белый, где он с апреля 1941 года был начальником полярной станции. Высохшие и растрескавшиеся "апельсины Сталина" остались в Архангельске. По возвращении их не нашли... На острове Белый Полянскому пришлось вспомнить и свою первую специальность - учителя начальной школы. Дочь в Архангельске закончила только первый класс, а сыну осенью еще лишь предстояло начать учебу. Всех жителей на полярной станции огромного острова было с детьми начальника... семь человек. Учил детей отец. Как учил, косвенно можно судить по тому, что сын в декабре 1944 года был принят в Архангельске сразу в третий класс. Оба закончили школу с серебряными медалями. Виктор Александрович окончил затем МВТУ им. Н. Э. Баумана в Москве, а Зоя Александровна после обучения в Архангельском пединституте 35 лет преподавала физику сначала в Заостровской школе, потом школе N 52 в Соломбале.

После возвращения с острова Белый и длительного отпуска за три с половиной года бессменной работы в Арктике А. А. Полянский служит начальником полярной станции в Маре -Сале, затем - острова Андрея. 9 сентября 1949 года ему присваивается персональное звание "инженер-капитан Северного Морского пути третьего ранга". С 20 июля 1951 года Александр Александрович - начальник инспекторской группы полярной станции Амдерма. 5 октября 1951 года, на борту судна, которое должно было доставить Полянского к новому месту службы, он скоропостижно скончался. В свидетельстве о смерти указано, что запись в книге ЗАГСа сделана 17 октября. Видимо, только к этому дню тело Героя было доставлено в Архангельск. Сказалась 30-летняя работа на несовершенной аппаратуре (искровых передатчиках), когда организм непрерывно оказывался под воздействием электромагнитного излучения на недопустимо близком расстоянии. Из соратников-седовцев проводить в последний путь смог его только Герой Советского Союза С. Д. Токарев. Похоронен А. А. Полянский на Соломбальском кладбище. До 50-летия он не дожил 121 день. Полянский был награжден орденом Ленина N 2627, медалью Золотая Звезда N 232, значком "Почетный полярник" N 7. За полярную вахту на о. Белом в 1941-1944 годах он удостоен медалей "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". Кроме того, в апреле 1940 года в СССР была выпущена почтовая марка N 732, посвященная Героям-седовцам. На ней пятнадцать портретов. В правом верхнем углу - Александр Александрович Полянский - единственный портрет соломбальца на почтовой марке за всю историю СССР!

Именем А. А. Полянского названо озеро в Антарктиде. Увековечили память о классном радисте и прекрасном человеке те архангелогородцы, которые подошли к ее берегам в начале 1956 года на "Оби". Главным инженером Антарктической экспедиции был Н. Н. Розов. В далеких 1937-1938 он дрейфовал в "Городе трех кораблей" вначале на "Садко" третьим механиком, а с марта под конец августа 1938-го - на "Г. Седове" старшим механиком. Похоже, именно Николай Николаевич и предложил хоть в Антарктиде увековечить имя А. А. Полянского, раз уж в Арктике объекта для этого не нашлось.

Имя А. А. Полянского, к сожалению, не поместили на Стелу Героев у Вечного огня в Архангельске. Но разве медали "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" не доказательство того, что Александр Александрович Полянский честно выполнял миссию, которую исполнять его назначило государство еще до Великой Отечественной войны, а с ее началом - оставили на посту начальника полярной станции бессменно в течение почти трех с половиной лет! Его имя, как и имена других Героев-седовцев архангелогородцев - В. С. Алферова, С. П. Буторина, С. Д. Токарева, Н. С. Шарыпова, а также капитана "Г. Седова" К. С. Бадигина, в 1941-1943 году в звании капитана третьего ранга командовавшего Ледокольным отрядом Беломорской Военной Флотилии и жившего в это время в нашем городе, - должны занять заслуженное ими место на Стеле Героев и в памяти архангелогородцев.
Вопрос: А ещё о чем можно вспомнить?
Ответ: Исполнился год, как меня избрали жители Нашей деревни руководителем ветеранской организации. Весь этот год я посвятил работе по увековечиванию подвига участников Великой Отечественной войны. В Свержне нет памятника погибшим воинам. Был памятник на братской могиле установленный в 1950 году. Он был включён в список исторических памятников на территории Беларуси постановлением Совета Министров БССР от 26.08.57 г. №538.Этот памятник в 1965 году снесли, вернее просто закопали на месте захоронения павших бойцов. Через 60 лет после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, нет средств на восстановление этого памятника. Будем собирать деньги на его восстановление сами.

Используются технологии uCoz